Даже львятам необходимо играть, чтобы научиться охотиться. Чем отличается человек? Тем, что научится он должен не только навыкам выживания, но и множеству других, необходимых в современном обществе. До сих пор не существует наиболее понятного и легкого по восприятию способа научиться чему-либо, нежели игра. Рассмотрим в статье роль игры в воспитании ребенка.
Игра как метод воспитания детей
Вспомните детство, когда любое новое занятие казалось невероятным и увлекательным. Например, разведение костра. Чиркаешь спичкой и с замершим сердцем смотришь, как бьётся огонёк. Не дышать, на грани обморока от восторга и нехватки кислорода, поднести огонёк к кучке бумаги, которую до этого активно мял и заваливал неровным слоем веток и шелухи. Подпрыгнуть на месте, когда бумагу жадно поглотит пламя и разочарованно опустить загорелые плечики, когда сырые ветки подымят и потухнуть.
И дуй не дуй, а пламя не появляется. Именно в этот момент начинается новый раунд игры: разворошить костёр, сложить веточки иначе, вырвать кусок старой газеты и сложить иначе, чтобы спустя минуту снова, как муравью, таскать на себе щепу, пепел и разочарование, смешанное с упорством. И спустя несколько попыток всё-таки зажечь огонь! Вспомните фильм «Изгой» с Томом Хэнксом, когда взрослый человек всё-таки смог разжечь огонь. Для него он становится спасением, вехой на пути к спасению. А ребёнка он становится наградой в игре, в которую он играет.
Что такое игра и почему она помогает в воспитании?
Подумайте, какие действия вам легче всего делать? Что занимает меньше всего ваших ресурсов, воли, напряжения сил? Скорее всего это такие действия, как чистка зубов, катание на велосипеде, клацанье по клавишам на телефоне в социальных сетях. Что общего у этих вещей? Прежде, чем стать простыми, вы сделали множество повторений: тысячи и десятки тысяч движений руками, ногами, извилинами. И действия стало простым и понятным.
Игра является отличным алгоритмом, как создать площадку для внедрения новых навыков через повторение.
Возьмите правила любой игры:
- Есть набор действий, которые необходимо совершать;
- Существует определённая последовательность;
- Есть правила, которые оговаривают, в каком случае действия считаются успешными;
- И, конечно, есть победитель или награда.
Важно, чтобы при всём при этом игра была интересной и затягивающей. Основное правило таких игр звучит так: очень легко начать и получить первые результаты, а стать мастером – требуется время и терпение.
При воспитании детей этот принцип модифицируем следующим образом: легко начать и получить первые результаты, в том числе награду, но чем дальше, тем сложнее задачи и дольше работать ради поощрения. Для примера, придумаем игру, в которой необходимо разводить костёр. Игра опасная, но вдохновляющая. В ней есть видимый результат в виде огня. И потенциальные возможности поощрять ребёнка на дальнейшие шаги.
Как превратить воспитание в игру?
Цель игры: разжечь костёр и не обжечься. Это стартовый заказ с соблюдением безопасности (всё-таки от прямой опасности стоит детей оберегать). Потом можно усложнить: разжечь безопасно с одной спички. Потом: разжечь с одной спички без бумаги и т.п. Это прагматичная цель. При этом очень важно создать некую стратегическую, глобальную цель: костёр нужен, чтобы выжить на необитаемом острове, чтобы подать знак в космос или накормить племя. Если расскажите интересную историю, в процесс вовлекутся не только дети, но и взрослые.
Должны быть общие правила, которые едины для всех (даже для взрослых): заранее почистить мангал или кострище; подготовить угли и проверить наличие спичек (наказание за пропуск сего пункта – 5 раз отжаться); сложить угли/дрова; и т.п.
Разумеется, на старте любой игры, пока правила не выучили, вы стоите рядом, помогаете и напоминаете. А также следите, чтобы никто себе руки не спалил, если мы говорим про костёр. И вы же следите, чтобы каждый получил заслуженную награду: конфету, право насадить мясо на шампур или первому попробовать получившийся мягкий и ароматный шашлычок. Сам процесс игры должен быть увлекательным, а не формальным, а приз – достаточно ценным, чтобы мотивировать придерживаться правил. Наказание за нарушение правил (особенно безопасности) оговаривается заранее.
Аналогичные и даже более весёлые варианты можно придумать для любого действия, навыка или поведения. Как вам такие идеи:
- Пора научиться выбрасывать мусор в корзину? Сыграйте с ребёнком в шпиона на задании, который не имеет права оставлять следов, иначе его засекут;
- Хотите, чтобы ребёнок красиво писал своё имя? Расскажите, что пора написать письмо Императору далёкой страны (иди Дед Морозу) и кривое имя – это оскорбление, которое наказывается… тарелкой брокколи или уборкой снега вне очереди;
- Просто создаёте систему мотивации. Выдавайте значки или нашивки за новые достижения: впервые помыл посуду, заправлял одеяло сам на протяжении недели, приготовил маме обед. Некоторые умельцы уже даже выпустили готовые значки именно для этих целей, после того, как порадовали собственных детей.
Роль игры в воспитании ребенка итоги:
Игра способна сделать обучение и воспитание лёгким и приятным процессом. К тому же игры помогают оставаться в тонусе и взрослым. Если мечтаете сохранить ясность разума и подвижность суставов до старости (и не мучить старческим маразмом детей), то играйте с детьми, играйте сами, играйте с другими. И придумывайте свои игры – не замыкайтесь в стенках чужих правил. Это полезно для всей семьи.