Выставить счет на оплату — это самый распространенный в кругах предпринимателей документ, оформляющий бизнес отношения.
Как известно, счет выставляет продавец в адрес покупателя для подтверждения оплаты выбранного товара или услуги.
Индивидуальные предприниматели, преимущественно только зарегистрированные, не всегда знают или умеют составлять необходимые финансовые документы, законодательство предоставило предпринимателям кое-какую свободу в подготовке данного документа.
Выставить счет на оплату от ИП
Вместе с тем на практике выработались определенные условия, которые следует соблюдать. Процесс выставления счета:
- Индивидуальный предприниматель может работать с юридическими и физическими лицами.
- Для совершения сделки, ИП должен направить заказчику платежный документ на подтверждение оплаты.
Процесс взаимоотношений среди контрагентов весьма простой и включает несколько этапов:
- Клиент, заказчик, покупатель, сообщает ИП, являющийся поставщиком, исполнителем, продавцом, о желании купить товар или воспользоваться услугой.
Предприниматель формирует счет, затем передает клиенту самостоятельно, почтой РФ, через курьера или в электронном виде. - Клиент вносит оплату, в основном безналичным способом, на основании информации, указанной исполнителем в счете. Клиент, являющийся физическим лицом, может внести оплату наличным переводом в банке на соответствующие реквизиты.
- Как только ИП увидит полученные средства, незамедлительно приступит к выполнению договоренностей.
Нужно ли выставить счет на оплату
Несколько примеров, обязывающих ИП предоставить счет на оплату клиенту:
- ИП и юридическое лицо заключили долгосрочный договор на покупку продукта ИП. По этой причине не указали точные суммы, объемы, ясные условия сроков отгрузки или исполнения. В процессе взаимодействия у клиента появляется необходимость в продукте, ИП получает запрос, в связи с чем формирует и направляет платеж, оплачиваемый клиентом безналом на расчетный счет ИП.
- Случается, что первоначально продавец выставляет счет, клиент оплачивает и после оформляется договор. Подобные ситуации могут происходить при просьбе клиента незамедлительно поставить требуемый товар или оказать услугу, а времени на согласование договора нет. Желательно составить не менее важный финансовый документ — акт сверки, указывая полученную сумму как аванс по договору.
- Одноразовая услуга или доставка товара клиенту, не требующей формирования и визирования договора.
Обратите внимание! Выставление счета еще не значит, что договор считается подписанным. Однако уплаченный счет юридически доказывает совершенную операцию между ИП и клиентом.
Форма составления счета на оплату
Поскольку законодательством не установлена унифицированная форма счета, немало индивидуальных предпринимателей собственными силами формируют платежный документ. Составляют его в формате документа Word и таблицы Excel, используя в последующем для будущих сделок как шаблон.
Также, по желанию продавца, все сведения для проведения платежа допускается оформлять на официальном бланке.
В настоящее время, имея РКО и личный кабинет в интернет-банке, ИП или директор компании может воспользоваться всем спектром средств и возможностей банковских онлайн-сервисов.
Один из них — это бухгалтерия онлайн, в которой автоматически формируются необходимые документы. В них шаблон уже разработан и предпринимателю остается лишь заполнить необходимые реквизиты и список товаров/услуг. Подобные сервисы позволяют скачивать счета в формате doc и pdf.
Далее подготовленный счет ИП останется визировать, проставить печать и отправить почтой, курьерской службой или электронной почтой.
Счет на оплату онлайн заполнение
При создании платежных документов ИП сталкивается с некоторыми особенностями, о которых может не знать:
Законодательством предусмотрено право ИП работать без печати, в связи с чем предприниматель может поставить только подпись.
ИП, не являющийся работодателем и не имея в штате главного бухгалтера, в платежном документе в графе «Главный бухгалтер» подпись не ставит.
Так как юридические адреса не играют относительно важную информацию для совершения платёжной операции, их не обязательно вписывать.
Требуемые для заполнения реквизиты
Ввиду того, что бизнесмены предоставляют счета и без составления договора, где прописываются главные моменты и данные, внутри документа непременно приходится указывать информацию для совершения сделки:
- Порядковый номер счета и дату;
- Данные ИП — исполнителя (наименование ИП, естественно ИНН, адрес);
- Сведения покупателя, заказчика, клиента (наименование организации или ИП, ИНН, КПП и адрес; для физического лица только ФИО и адрес);
- Основа для уплаты (меню товаров или услуг с обозначением, единицей измерения и количеством);
- Цену за единицу товаров или услуг и их сумма;
- Конечный итог приобретаемых продуктов с выделением НДС (если ИП на основной системе налога);
- Банковские реквизиты ИП, на которые придут средства (No расчетного счета, наименование банка и БИК, корреспондентский счет).
- Стоит отметить, что нумерация при формировании счетов обязана быть порядковой. Очередная нумерация стартует с начала года. Тот, кто формирует документы для оплаты, вправе нумеровать их просто по порядку, так и использовать нумерацию с аббревиатурой и порядковыми номерами.
Не запрещается отмечать и иные условия по товару или услуге, такие как сроки выполнения, предупреждение ИП об оплате и т. п.
Выставить счет на оплату НДС
ИП, использующие льготные системы налогообложения УСН, патент и т.д., что чаще всего встречаются, НДС не применяют и в строке итоговой суммы пишут «Без НДС». ИП, применяющие ОСНО, в строке итоговой суммы пишут ставку НДС в процентах (0%, 10% или 20%) и выделяют его сумму.
Необходимо подчеркнуть два момента. Первый, когда предприниматель включает НДС в стоимость продукта, второй — в состав цены НДС не входит и предприниматель начисляет его сверху.
Рассмотрим оба примера:
1. Покупателю предстоит покупка стоимостью 1000 рублей. НДС уже включен в стоимость и ИП в счете напишет:
Сумма покупки = 1000 руб., в том числе НДС 20 % = 200 руб., итого к оплате = 1000 руб.
2. ИП необходимо прибавить НДС сверху:
Тогда, сумма покупки = 1000 руб., в том числе НДС 20 % = 200 руб., итого к оплате = 1200 руб.
Проблемы при создании счета
Из-за отсутствия стандартной формы счета и свободы самостоятельного оформления документа, ИП часто делают ошибки.
Стоит внимательнее проверять данные:
стоят ли расшифровки подписей обеих сторон;
чтобы вычесть заявленный НДС, счет необходимо предоставить в конкретный налоговый период;
даты на экземплярах документов контрагентов должны быть одинаковыми;
правильно ли оформлена шапка бланка.
1. Счёт — это документ на оплату, уведомляющий клиента о необходимости заплатить за товар.
2. ИП вправе работать и предоставлять счета гражданам и организациям.
3. Уникальной формы платежного документа нет, поэтому ИП самостоятельно может составить счет, внося стартовый необходимый комплект данных: реквизиты ИП, список товаров или услуг с наименованием и объемом, сумму к уплате.
4. Есть возможность формировать счета в различных онлайн-сервисах, с помощью бухгалтерских программах и передавать клиентам в бумажном виде или электронной форме.